Фанера в машиностроении

Фанера, как достаточно износостойкий, легкий, экологичный материал, широко используют в машиностроении: автомобиле- и авиастроении, построении морских судов. Фанера березовая влагостойкая по многим показателям обходит металлы, так как не подвержена коррозии, легко обрабатывается, причем при любых температурных перепадах. Даже в весе она обходит металлы своей легкостью.

Если сгруппировать марки древесностружечных и древесноволокнистых плит по областям применения в машиностроении, получим следующий перечень:

  • вагоностроение – фанера ФОФ, ФБС, ФК;
  • автомобилестроение —  ДВП, ФОФ, ФК, ФБС, ФБВ, ФБА;
  • авиационные конструкции – ФБА, ФБС;
  • судостроение – ФК, ДВП, ФБС.

Фанера березовая ФК

Внешне фанера мало чем отличается от натурального дерева – тот же цвет, текстура. Она великолепно комбинируется с другими материалами. Поэтому гибкую фанеру используют для обшивки (полов, стен) большинства транспортных средств. Например, вагонов, морских контейнеров, яхт, автофургонов, транспортных контейнеров, автобусов.

Рассмотрим отдельно виды и марки этого уникального и в какой-то степени – универсального материала. В машиностроении применяются материалы, в частности: ФБС, ФБВ, древесноволокнистая плита высокой плотности, а также бакелизированная (бакелитовая) фанера, технические характеристики которых подтверждают их прочность, влагонепроницаемость, износоустойчивость, гибкость и небольшой вес.

Широкий диапазон толщины фанерных листов, разнообразие форматов обеспечивают быстрый, а главное — экономичный монтаж корабельных и автомобильных конструкций. Листы большого формата позволяют избежать лишних стыков/крепежей. Причем небольшой вес, как самих фанерных плит, так и конструкций из них значительно снижает вес всего транспортного средства. А значит – снимает дополнительную нагрузку.


ФОФ (ламинированная фанера)

Данный материал нашел применение при изготовлении различных средств передвижения. Так фанеру ламинированную цветную используют: для обшивки, в кабинах, кузовах, вагонах. Из нее получаются отличные полы, крыши, двери автобусов, трейлеров, грузового транспорта. А также прицепы, контейнеры, вагоны Ж/Д, палубы морского транспорта, морские контейнеры.

Говоря об особых качествах фанеры ФОФ, следует выделить ее главные показатели: механическую износостойкость, малый вес, антикоррозийную стойкость, водонепроницаемость фанеры и гигиеничность. Так, используемые при транспортировке груза морским путем контейнеры из ламинированной морской фанеры не подвергаются коррозии и боле долговечны, чем их металлизированные собратья.


Фанера ФБС

Материал имеет бакелизированную пропитку. Одна из основных характеристик фанеры ФБС – сверхустойчивость к температурным перепадам. Материал легко выдерживает критические температурные скачки, повышенную влажность субтропиков. Поэтому нашел применение в судостроении.

Плотная структура не позволяет проникать влаге/парам, не разбухает, не промерзает. Именно эти качества обеспечивают судам долговечность, устойчивость, надежность. Для обеспечения большего уровня влагостойкости торцы плиты дополнительно покрывают бакелитовым лаком.

В кораблестроении ФБС идет на изготовление обшивки палубы, морских контейнеров, перегородок, переборок, палубных конструкций. Там, где необходима наибольшая прочность и влагостойкость. В автомобильной промышленности материал используют для перегородок, бортов, полов вагонов/контейнеров. Прочность и влагостойкость материала так же оценили оружейники. Фанера ФБС известная так же как дельта древесина, используется для изготовления прикладов охотничьих ружей. А ФБС Повышенной прочности, востребована как конструкционный материал для изготовления деталей сложной формы.

Что немаловажно, небольшой вес и прочность материала успешно используют в авиастроении для изготовления летательных аппаратов. Например, для конструирования беспилотных летательных аппаратов.


Фанера ФБВ

Данная марка с успехом используется сразу в нескольких областях машиностроения: автомобилестроение, судостроение. Работу в любых климатических, а также при негативных условиях материалу обеспечивает бакелитовая смола, которой пропитывается березовый шпон при производстве фанерных листов.

Данный вид фанеры разделяют по степени бакелитовой пропитки на ФБВ и ФБВ-1.

Аббревиатура ФБВ говорит о качественной пропитке всех слоев березового шпона, составляющих фанерный лист. ФБВ-1 указывает на наличие одного или несколько слоев шпона без пропитки. Из-за этого показатели влагостойкости плиты снижаются. Чтобы довести фанерные листы до необходимых показателей, наружные слои дополнительно покрывают водорастворимой фенолоформальдегидной смолой. Данную марку фанеры ФБВ используют под внутренние конструкции в автомобилестроении.


ДВП

Древесноволокнистые плиты, производимые из отходов (волокон древесины, камыша и пр.) классифицируются по показателям плотности: М – пористые плиты мягкие с малой теплопроводностью, ПТ – полутвердые, Т – плиты твердые с высокими механико-физическими параметрами, СТ – сверхтвердые плиты с еще более высокими показателями. Также ДВП подразделяют по внешнему виду, отделке, способам обработки, особым свойствам (звукопоглощающие, биостойкие, огнестойкие).

В машиностроении ДВП применяется главным образом при внутренней отделке кабин, кузовной части, облицовке автобусов, трамваев, вагонов Ж/Д, другого транспорта. Легкие тонкие огнестойкие пластины используют при изготовлении автомобильной радио-электротехники: электропанели, платы, щитки.


Фанера ФБА

В производстве ФБА для проклейки шпона применяется натуральный альбумино-казеиновый клей, что снижает показатель влагостойкости. Главное достоинство материала – экологичность. Поэтому в автомобилестроении, судостроении, машиностроении ФБА используют в качестве отделочного материала. Им обшивают внутренние поверхности вагонов, иные внутренние конструкции. Для повышения влагостойкости дополнительно покрывают конструкции лакокрасочными составами.

Выбор фанеры для машиностроения должен основываться на конструктивных особенностях транспорта, его грузоподъемности. Поэтому вид фанеры, ее толщина, влагостойкость, качество поверхности имеют огромное значение.

Смотрите также